Развиваем речь ребёнка.

Развиваем речь ребёнка

Первые слова — огромная радость. Кто-то слышит заветные «мама» и «папа», едва малышу исполняется годик, а кому-то никак не удаётся разговорить своего трёхлетнего озорника

Нередко сложности в речи возникают не сами по себе, а провоцируются другими проблемами — социальными, психологическими и неврологическими. Так как же в норме должна развиваться речь ребёнка? Что делать, если любимое чадо говорит мало и непонятно? И как отличить возрастное невыговаривание звуков от действительных отклонений в развитии?

Об этом рассказывает логопед Центра психологии и развития «Подснежник» Валерия Тарнапольская.

В чём причина и что делать

Ещё несколько лет назад у логопедов в арсенале было два самых распространённых диагноза, которые «мешали» детям выговаривать звуки: дислалия и дизартирия. На сегодняшний день, говорит логопед Валерия Тарнапольская, диагноз дислалия просто снят.

Дислалия

Это различные дефекты произношения у детей с нормальным слухом и нормально работающим артикуляционным аппаратом.

Дизартрия

Расстройства речи, вызванные нарушениями иннервации мышц артикуляторного аппарата. То есть при дизартрии органы речи недостаточно подвижны.

— Логопеды, как правило, очень быстро ставят таким деткам звуки, и проблем тут не бывает. Но, к сожалению, практически все дети, которые не выговаривают звуки, — это дизартрики, и с ними должны работать и логопед, и невролог: нередка и медикаментозная коррекция. Сейчас детей, именно с такими проблемами речи повальное большинство.

Фактором риска, провоцирующим неправильное произношение, может быть всё, что угодно: стресс, сложная беременность ли роды, гипоксия плода, неблагоприятная психологическая обстановка в семье. Если ребёнок не соблюдает режим дня. Если кто-то из родственников не выговаривает какую-то букву, и у ребёнка просто нет образца правильного произношения.

— Ни для кого не секрет, что сегодня полностью неврологически здоровые дети практически не рождаются. Отсюда проблемы и с речью в том числе. Приходит ребёнок, и видно, что он не может язык расслабить или напрячь, то есть не может управлять тонусом языка.

— И это происходит не потому, что он не знает, куда нужно поднять-опустить язык, а потому, что у него на данный момент просто нет таких физических возможностей. Он не может. И это дизартрия.

Но это не означает, что все дети, у которых есть логопедические проблемы, в обязательном порядке должны стоять на учёте у невролога?

— Постановлений таких, насколько мне известно, нет. Но любого ребёнка, который приходит к нам за помощью, мы отправляем на диагностику к неврологу. После обследования врач выносит свой вердикт: в каком случае проблему можно решить без него, а в каком — становится на учёт. Но зачастую приходится подключать ещё и психолога, и дефектолога.

Логопед или дефектолог


Логопед или дефектолог

Некоторые родители, у чьих детей возникла необходимость «ставить» звуки или речь, уверены, что обращаться имеет смысл только к дефектологу. Мол, это совсем иной уровень, более квалифицированный. Или, наоборот, рекомендацию заниматься с дефектологом воспринимают как «особый случай», едва ли не приговор речевому аппарату ребёнка.

Безусловно, между логопедом и дефектологом существует отличие — но не с точки зрения лучше / хуже. Обязательным этапом работы логопеда является формирование фонематического слуха, языкового чутья, элементарных языковых представлений и речевых умений и создание условий для дальнейшего развития речи.

— Логопед учит не умению общаться, а умению говорить. То есть логопед работает с рече-двигательным направлением: нормализует тонус мышц языка. Кроме того, работает с пространственными представлениями, вербальным и зрительным вниманием, памятью и т. д. В этом плане работа логопеда пересекается с работой дефектолога.

— Дефектологи развивают и совершенствуют познавательные процессы, работают с когнитивными функциями, но и владеют ещё рядом навыков (тифлопедагогика, сурдопедагогика), которые помогают решать нетипичные задачи. Они работают над более серьёзными проблемами, к которым относятся психические и физические недостатки детей.

Дефектологов бояться не стоит, уверена Валерия Тарнапольская: они так же направляют и развивают те процессы, которые слегка буксуют.

Неоднозначное отношение у родителей и к логопедическим группам в детском саду. Одни стремятся определить туда своего ребёнка во что бы то ни стало, даже если показаний к этому нет. Другие, считая, что с их ребёнком всё в порядке, опасаются, что среди «не таких» детей он начнёт им подражать.

— Родители пугаются, когда слышат формулировку «общее недоразвитие речи», акцентируя внимание на слове «недоразвитие». Хотя на самом деле это даже не диагноз.

— Бывает, что ребёнок просто путает единственное и множественное число, мужской и женский род. Когда логопед подправит ему фонематический слух, ребёнок начинает всё слышать и правильно говорить. Лично я за логопедические группы в детских садах.

Логопедическая коррекционная группа — это отдельная группа детского сада, в которую принимаются дети 5-6 лет (иногда раньше), имеющие нарушения речи. Занятия детьми проходят усиленные, по сравнению с обычной группой детского сада, их практически в два раза больше.

Роль родителей


Роль родителей

Итак, вы записали своего ребёнка к логопеду. Как же проходят занятия, что там делают?

— Есть занятия по запуску речи с «неговоряшками». С дизартриками мы корректируем тонус артикуляционной мускулатуры, ставим и автоматизируем звуки.

— С теми, кто заикается, мы обращаем внимание на дыхание. Но со всеми группами без исключения формируем и совершенствуем фонематический слух. Учимся воспринимать и различать звуки между собой.

— Делаем произносительную и артикуляционную гимнастику. Учим правильно работать язык. Ставим звук и начинаем его автоматизировать.

Бывают, однако, случаи, когда ребёнку наконец поставили звук, родители радостно восклицают: «Ура!» и … уходят. А через некоторое время возвращаются: «Что-то отдельно он рычит, в словах нет».

Валерия Тарнапольская предостерегает: неправильно думать, что если звук «выскочил», то дело сделано. Бывают дети, которые все звуки говорят, но проблемы с речью всё равно есть, потому что они не ставят их в нужные позиции.

Поэтому и по срокам заранее сложно предугадать: за пару занятий можно управиться или потребуется много времени?

— Всё индивидуально. У кого-то происходит на раз-два, у кого-то очень долго. Кто-то быстро научается слушать, кто-то упорно не может услышать и приходится биться над этим месяцы напролёт. У каждого ребёнка индивидуальный коррекционный маршрут.

Что точно можно сказать — без помощи родителей, их участия, вовлечённости процесс рискует затянуться. Есть осознанные родители, прокаченные. Если нарушения несильные, они переворачивают весь Youtube: там полно всяких уроков, по которым можно эффективно заниматься. Бывают несложные случаи, когда достаточно услышать несколько рекомендация логопеда, чтобы решить проблему.

— Но в данном случае я говорю о родителях, которые максимально включены в проблему ребёнка. У таких родителей дети даже со сложными нарушениями быстро выравниваются. Мы справляемся все вместе.

При встречах с родителями Валерия Вячеславовна всегда подчёркивает: их роль не менее важна, чем роль логопеда. Это ежедневная, ежеминутная работа с ребёнком. По большому счёту, что такое два раза в неделю со специалистом?

Если совсем маленький ребёнок, занятия длятся по полчаса. Но этого очень мало, уверена логопед. Конечно, детям дают домашние занятия, которые он должен выполнять каждый день, по нескольку раз. Но родители при этом должны постоянно слышать, корректировать, в игровой форме стимулировать.

Каждому звуку свой возраст


Каждому звуку свой возраст

У детей дошкольного возраста те или иные проблемы со звуками были во все времена. Особенно если сравнивать со знакомыми или родственниками, которые всегда почему-то всегда раньше начинали говорить и сразу как Левитан (диктор).

Но если серьёзно, то распространённые сложности — с шипящими, свистящими, сонорными звуками (у логопедов, кстати, другая, специальная классификация). Бытует мнение, что в последнее время стало гораздо больше детей, у которых проблемы с [Л], то есть их больше, чем детей, у которых сложности с [Р].

— Особой разницы между сегодня и несколькими годами раньше я не вижу. Проблемы со звуками могут быть какие угодно, это всё очень индивидуально. Но, в общем-то, это логично: если малыш дизартрик, у него отсутствуют в речи один или несколько звуков. Например, [Л] и [Р] — это звуки позднего онтогенеза, они появляются в речи позже всех.

— Раньше считалось, что [Р] — сложный звук. Но [Л] не менее сложный. Его нужно научиться слышать. Часто детки просто не могут его идентифицировать и произносят, например, «пошёу», «пришёу» вместо «пошёл», «пришёл». А звук [Р] услышать легче.

И тут сам собой напрашивается вопрос: когда бить тревогу? Есть ли какой-то возраст, к которому дети должны произносить все звуки и произносить их правильно? По словам Валерии Тарнапольской, показатели речевого развития — сколько слов и звуков малыш такого-то возраста должен говорить — конечно же, существуют.

Возрастные нормы произношения звуков

1-2 года — А, О, Э, П, Б, М

2-3 года — И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й

3-4 года — С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ

4-5 лет — Л, Р

Хотя какого-то общего правила на этот счёт нет. Бывает, родители приводят трёхлетнего малыша и жалуются, что он не выговаривает какие-то звуки. А малыш не просто не выговаривает звуки — у него и речи-то толком нет.

— Для начала у ребёнка должна быть фраза. Пока её нет, ни о какой звукопостановке не может быть и речи.

— Ещё одно важное понятие — готовность ребёнка к работе с логопедом, потому что это уже включение волевых процессов. Это уже настоящая работа, не просто игра.

— Мы можем в игровой форме сделать артикуляционную гимнастику, понадувать щёки, потрынькать губами, но в целом, если надо поставить звук, нужно делать точные движения языком, нужно себя контролировать. Если волевые процессы ещё не сформированны, занятия с логопедом неэффективны.

Советы специалиста

1Соблюдайте режим дня

Для малыша очень важно ложиться спать не позже 21.00. Именно в этот час формируется гормон, который отвечает за укрепление нервной системы.

2Соблюдайте ритм

Ежедневная рутина дня должна быть сформирована — ребёнок должен есть, спать, бодрствовать, гулять в одно и тоже время.

3Давайте ребёнку слушать аудиосказки

Это важно для формирования фонематического слуха. Надевайте ребёнку обязательно большие наушники и ставьте сказку, где диктор ведёт повествование великолепным русским языком. Без музыкального сопровождения и без искажённых мультяшных голосов. И малыш, отгороженный от внешних шумов, концентрируется на правильной речи.

Видео: запуск речи у неговорящего ребёнка, сенсорные игры



1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 / 1

Теги:




Спонтанные сексуальные связи.
01.07.2019 20:39 167
Что провоцирует мужчин и женщин на случайные половые контакты
Озеро Титикака.
05.06.2019 22:32 60
Высокогорное судоходное озеро находящееся на высоте 3812 м. Расположено на границе двух ...
Страна Перу.
30.05.2019 22:15 78
Чем может нам запомнится поездка в Перу
Ускорить месячные.
27.05.2019 20:19 120
Что эффективнее — горячая ванна, физические нагрузки, травяные настои, гормональная ...
Столица Бахрейна - Манама.
23.05.2019 17:47 122
Некоторые из самых значимых достопримечательностей Бахрейна которые стоит увидеть и ...
Достопримечательности Лимы.
20.05.2019 18:34 112
Что нужно обязательно увидеть и посетить путешествуя по Перу (Южная Америка)

Колючка опунция.
17.03.2017 09:44 4327
Опунция, ботаническое название: (Opuntia vulgaris) — вид растений семейства кактусовые
Красивая стройная девушка.
26.06.2017 19:24 3834
Как привести свою фигуру в полный порядок
Типы женской сексуальности.
27.12.2016 17:19 3713
Сексуальность — совокупность физиологических, биологических, душевных и эмоциональных ...
Листовой и черешковый сельдерей.
07.03.2017 11:11 3682
Сельдерей культурный — двулетнее растение, род семейства Зонтичные (Apiaceae), является ...
Девушка отдыхает дома.
17.04.2017 22:52 3561
Отпуск — это законное освобождение от работы на определённый период времени в будние дни ...
Опасный возраст.
02.12.2017 17:53 3269
Подростковый возраст - это переходная ступень между ребёнком и взрослым
Бокалы для напитков.
21.02.2017 05:20 2767
Бокал — тонкостенный стеклянный сосуд состоящий из чаши, ножки и подставки, используется ...
Лечение ротовой полости.
02.06.2017 16:59 2755
Абсцесс полости рта — это острое воспалительное заболевание характеризующееся скоплением ...
Плохое влияние.
26.12.2016 18:06 2209
Почему подростки даже из благополучных семей, попадают в неправильные компании? И как ...
Девушка бреет лицо.
28.02.2017 04:21 2040
Гормоны — представляют собой биологически активные вещества органической природы, ...
Простуженная женщина.
27.12.2016 21:53 1990
Кондиционеры, холодные напитки, переохлаждение при купании — могут легко спровоцировать ...
Служебный роман: четыре истории о настоящей любви
31.08.2017 16:32 1951
По статистике, каждый третий роман начинается на работе