Древний город Кива. Узбекистана.
Город Кива … Сейчас город известен своей древностью. Он является частью Хорезма, древней страны, и нет никакого Но есть Узбекистан: среди многочисленных городов Хорезма только Хива устояла перед трудностями истории и природы. С одной стороны, регион пережил войны, с другой — полноводная река Амударья, источник жизни, часто становится причиной разрушений и гибели многих людей; Амударья известна своей несовместимостью; река в течение многих лет использовалась как источник воды, и в течение многих лет использовалась как источник воды. Изменив свое русло, река покинула цветущую землю, и город вскоре превратился в руины. Однако кива продолжала жить.
За века своей истории город Кива переживал неоднократные экономические и культурные подъемы и спады, попадал в руки иностранных захватчиков, а его жители находились под гнетом правителей, феодального регресса и отсутствия религии.
По результатам переписи 1924 года в Киве насчитывалось более 400 дворов и 18145 жителей. Впоследствии город состоял из пяти небольших административно-территориальных единиц, так называемых «мечетей-каумов». Сегодня население Кивы значительно выросло.
До недавнего времени город Кива оставался исключительно центром хлопкового региона. Однако в последние годы появились два фактора, стимулирующие новый экономический всплеск в городе.
- Во-первых, Бухарский газопровод находится на Урале, и его трасса включила Узбекистан в зону сухопутных поставок.
- Во-вторых, бурное развитие туризма в стране стало движущей силой возрождения города и его памятников.
Город Хива является единственным выдающимся памятником средневекового градостроительства и архитектуры Центральной Азии по своей сохранности и концентрации зданий.
Тысячи людей со всей страны приезжают в Киву. Кива — это городская реставрация, городская муза народной архитектуры. Для россиян это, на мой взгляд, пока очень экзотический туризм. В некотором смысле, сюда мало кто ходит. Истории о вынужденной эмиграции из-за религиозных фанатиков в Средней Азии, враждебно настроенных к славянам, свежи в их памяти. Однако все проходит. Установление нормальных остатков полета.
Город Хива. Немного истории
Время образования города Кива точно не установлено, и его возраст неизвестен.
Дошедший до нас термин «Кива» встречается в арабском географическом труде X века как одно из поселений на караванном пути между Гурганом (ныне Куня-Ургенч) и Мербе (ныне Мары). Города не известны.
Кива находится на равнине, но граничит с пустыней. В древности через этот регион проходили каналы Кейканик из Амударьи. Он служил не только для орошения обширной территории, но и для снабжения водой поселений древнего государства. Предположительно, возникновение канала в присутствии грунтовых вод, из которых питались колодцы, способствовало появлению поселения.
Народные легенды связывают основание города со временем пророка Ноя. Согласно легенде, сын Ноя Сим приказал вырыть колодцы на месте будущего города. И сейчас в древней части города, Ичан Кале, показывают глубокие колодцы. В том же количестве, что и в городе, по словам Хибинета.
Кивы сохранялись веками, но постоянно находились в одном месте. Она изжила себя и была ненужной, учитывая необходимость сноса и восстановления старых зданий.
Поэтому большинство памятников в современной Кыве относятся к XVIII-XIX векам. Более ранние памятники были холостяцкими, и археология города Кива еще не изучена.
Кива была столицей государства только при Дустане ибн Бузичи с 1556 года. Однако его интенсивное развитие начинается с арабского Мукаммедана (1602-1623 гг.), когда стали возводиться монументальные сооружения.
Архитектурные сокровища Хивы — жемчужина Хорезмского оазиса с каждым годом привлекают к себе все больше и больше туристов.
Достопримечательности и архитектурные памятники в Хиве
Мавзолей Пахлаван Махмуда
Город Хива был первоначальной родиной Махмуда Смела. И он считался покровителем Кивы. Он жил на рубеже 13-14 веков. Махмуд перенял профессию Скольняка от своего отца в Баклаван и сшил легендарный с меховой шубой вместо нынешнего спирит-сола, как только у него появилась своя мастерская.
Киван любил Махмуда, которого уважал и поддерживал. Огромная физическая сила принесла ему славу непобедимого борца с аварами. И по сей день профессиональные иранские бойцы перед боем обращаются в молитве к священной марке Махмуда. Пришел сборник стихов, написанных им самим.
Со временем вокруг захоронения Махмуда вырос некрополь. Здесь они начали хоронить Киву Кернс и своего родственника-родителя. Высокий кирпичный портал открывает вход во внутренний двор «Дух нас». Надпись на древней резной двери гласит, что портал был построен Шахнинияз-ханом в 1701 году.
Строительство насвая над могилой Баклава Махмуда началось в 1810 году при Мухаммад Рахим Хане и было завершено в 1835 году во время правления Алла Кули Хана. Здесь работали прекрасные хивинские мастера Мулла Адин Мухаммад Мурад, Нурмухаммад Каландар Оджри, Мухаммадияз Абдулзаббар Оджри и Абдулла Джин.
Яйцеобразный высокий купол увенчан духом нас, а его внутреннее убранство прекрасно. На стенах граффити были изображены стихи на персидском языке, принадлежащие перу Баклава Махмуда (поэтический псевдоним pirersali). Плитка покрывает все пространство дух нас, а сочетание белых линий с фоном синего орнамента очень гармонично, придавая легкость и прозрачность узору.
Ак-мечеть
Школа АК является типичным образцом квартальной мечети, обычно построенной для небольшого населения «микрорайона» известной «махалли или гузара». Центральный купольный зал — HA (6, Z5x635 м) с трех сторон фланкирован высоким колониальным ибаном.
Мечеть и минарет Джума
Самая большая мечеть в городе Кива; она представляет собой огромный крытый сад с 227 деревянными колоннами. Сад имеет длину 55 м и ширину 43 м; известна только дата перестройки мечети в 1789 году, но за счет знатного кибинца Абдуррахмана Миктара. Рядом с мечетью также строится минарет, хотя на этот раз он не стоит упоминания.
Деревянные столбы, собранные в мечети, имеют многократную давность. Особый интерес представляют 24 колонны, покрытые великолепной резьбой по дереву, датируемые 10-12 веками.
В средневековом мусульманском мире значимость города иногда определялась его главным присутствием — пятничной мечетью. Архитектурно-художественное совершенство внешнего вида здания всегда было предметом особой заботы городского правителя. Каждый город старался превзойти другой в монументальности своей соборной мечети.
Среди известных мечетей Центральной Азии Джума-тип в Хиве характеризуется даже своей традиционностью, архаичной планировкой и пространственной структурой. Он сохранил черты соборных мечетей тысячелетней давности. Это многоколонный огромный прямоугольный зал (45х55 м), покрытый плоской крышей и окруженный огромной авральной стеной с тремя входными дверями.
В центре южной стены находится ниша для зеркала — место для ориентации молитвенного поклонения. Зал царит в зале, и для некоторой люмификации — щели в крыше совершенно недостаточны, чтобы охватить большое пространство.
Главной художественной ценностью и достопримечательностью Соборной мечети, несомненно, является композиция резных деревянных колонн, которые различаются по размерам, архитектурной форме, художественному оформлению и периоду изготовления.
Использование материалов из разрушенных зданий часто приводило к неровности колонн.
Некоторые из колонн довольно ранние, как будто их привезли из Ката — древней столицы Кореза, погибшей под бурными волнами Амударьи. Возможно, был и другой. Согласно народной традиции, создание культовых сооружений было делом благотворительным, и каждый верующий считал за честь сделать то, что положено для строительства мечети.
Строительство мечети
Каждый вносил свой вклад: один предоставлял рабочую силу, другой привозил строительные материалы, а богатые могли позволить изготовить и установить резные деревянные столбы за свой счет. На протяжении веков многие колонны пришли в негодность по естественным причинам. Их также постепенно заменяли другие. Таким образом, различные колонны мечети отражали отдельные этапы существования здания в целом.
Самые ранние колонны мечети относятся к X-XIV векам, судя по характеру и стилю надписей. Архитектурная форма этих колонн представляет большой интерес. В них прослеживается общий тип колонн древнекоремской архитектуры — орнаменты в виде ниспадающих листьев, граненых буфов, капителей с колокольчиками, отдельных и повторяющихся ботанических мотивов.
Каждая деталь художественно продумана, а декоративный орнамент в целом дает представление о высоком мастерстве древних зодчих.
Вторая группа содержит колонны, выполненные плоскими рельефами. На одной из колонн сохранилась дата 1316 (1510 в новом периоде).
Уникальные колонны Джума-мечети требуют осторожного и сдержанного внимания. Специалисты уже начали работу по очистке, защите от вредителей древесины и, по возможности, укреплению и восстановлению деревянной резьбы.
Ичан-кала
Восточные ворота Ичан Кала значительно отличаются от других ворот хиваса размерами и архитектурным стилем. И не случайно в народе их называли «Богатырь» — «Палван-дарваза». Над воротами сохранились мраморные плиты с историческими надписями, а год постройки определяется словом и городом Хива (шахри Хейва к-1221 (1806 г. н.э.)).
Несомненно, именно в этом году были построены первоначальные ворота на линии крепостной стены: после завершения строительства монументального медресе Аллакулихана в 1835 году к его южной стороне был пристроен крытый коридор с шестью куполами. Это был рыночный проход, через который продвигалось начало ворот Парван-Дарваз. Нынешние ворота датируются концом 30-х годов 19 века.
В зоне Палван-Дарваз под Аллакулиханом произошла крупная городская трансформация.
Медресе Алла Кули-хана (1832 — 1835 гг.)
На относительно ограниченном пространстве архитекторам удалось возвести довольно большое здание, которое очень гармонично вписалось в архитектуру старого города. Базар и караван-сарай примыкают к северному фасаду, а ворота Парван-Дарваз — к южному.
Главный западный фасад образует ансамбль «кош» с медресе Кутлу Младинак на противоположной стороне. В медресе 99 келий. Портал традиционно делится на две части. С правой стороны находится мечеть, а с левой — большие учебные классы.
В некоторых худжрах в портальной части находилась библиотека, основанная Ала Кли Ханом. Библиотечные книги и учебники были доступны всем учащимся хувы. Облицовка из майолики покрывает стены главного портала и фасад внутреннего двора.
В рисунке преобладают цветочные узоры, сочетание голубого, светло-голубого и белого цветов. Только южный портал выделяется своим переплетенным кольцеобразным декором.
Мечеть и бани Анушахана (1657).
Город Хива славится своими термальными источниками. Глубокая историческая традиция включает хаммам, восточную баню. Бани в Хиве были построены в 1657 году во время правления Абулгазихана. Общее название хаммама — Бани Анушакан.
По традиции все гамаки находятся глубоко под землей, и только купол виден над поверхностью земли. Почему потребовалась такая строительная смекалка? Только таким образом была достигнута теплоизоляция стен ванной комнаты. Нагрев восточной бани осуществлялся с помощью дымовых каналов, расположенных под полом помещения. Недалеко от котельной находился специальный колодец, из которого поливалась баня. В дополнение к главному помещению Восточной бани имелись и более мелкие залы, каждый из которых выполнял определенную функцию.
Если вы хотите совершить экскурсию в Восточные бани, то для этого нужно спуститься по небольшой лестнице. Вы попадаете в первую комнату хаммама. Он также функционировал как место для отдыха, где все было раздельно. Затем нужно пройти через анфиладу других залов, чтобы попасть в центральный зал, где проходила процедура очистки. Когда бани функционировали, в каждом зале температура постепенно повышалась к центру. Вокруг главного зала расположены различные подсобные помещения.
Анушаханский бан был построен в 1657 году во время правления кива-хана Абрама. Абул Газан, вернувшийся в Киву после успешного похода в Камин, устроил большой восточный пир, признал и оценил заслуги своего сына в целом и подарил ему знамя, литавр и войско, а также крепость Казара. Строительство бани в честь Анушахана также было одной из заслуг Абулгазана перед своим сыном. Ануша. Кроме Абул Газана, один из правителей, правивших Корезом, никогда не делал этого, за исключением Абул Газана. После этого Хан удалился в уединение и написал довольно много работ.
Конечно, это далеко от всех архитектурных и исторических памятников города Хивы. Здесь много других культовых сооружений, медресе и просто домов. Кива — это действительно необычный город, где древность и история повсюду.