Проезд через Чайк-Таман в Горном Алтае. Описание и история
Чайк-Таман — горный перевал протяженностью 655-666 км на Чуйском тракте. Название переводится как «плоская подошва». Он является памятником природы республиканского значения и относится к особо охраняемым природным объектам. Путь лежит между селами Хабаровка и Купчегень в Окдайском районе Республики Алтай. Дорога через тракт идет вдоль небольшой реки и долины реки Большая; расстояние до Бийска — 320 м.
Координаты GPS: 50. 645927, 86. 311703.
Что посмотреть на перевале Чике-Таман
Перевал имеет протяженность 11 км, подъем на 7 км длиннее спуска — 4 км. Верхняя часть перевала оборудована автостоянкой и смотровой площадкой, с которой открывается захватывающая панорама Теректинского хребта (2500-2600 над уровнем моря). Есть также довольно длинная улица с палатками. В палатках продаются сувениры, травы, мед, изделия из монгольской шерсти и другие товары для туристов. Есть также кафе. Билайн и МТС вьются на пути.
На протяжении всего пути теперь проложена прекрасная асфальтированная дорога, которая в некоторых местах буквально вырублена в скалах. Тем не менее, на серпантине горы есть много поворотов, на которые водителям нужно обращать особое внимание. Кроме того, здесь случаются камнепады.
По сравнению с Семинским перевалом, который находится в 80 км впереди (с фланга Бийска), он значительно ниже — 1295 метров по сравнению с 1718 метрами Семинского. В Чике-Таман, однако, склоны в районе смотровой площадки в основном крутые. Это создает иллюзию, что Чике-Таман выше и сложнее. Огромные валуны с одной стороны и глубокий берег с другой производят сильное впечатление!
На смотровой площадке установлен памятник строителям дороги через перевал.
Однако не все знают, что если идти по тропинке от 150-метровой смотровой площадки (в сторону Монголии), то можно найти несколько белых ситцев, перевязанных ленточками. Здесь нет такой организованной смотровой площадки, но вид с другой стороны тропы менее шикарен, с другой стороны.
Не нужно плести новые ленты на березу! Посмотрите, как страшна выцветшая «марля» на дереве (иначе ее не назовешь). Люди сплетают ленты для исполнения своих желаний, но они не понимают, что традиции алтайского народа не включают «удушение» дерева веревками и лоскутами. Узнайте у местных жителей, как сделать это правильно.
Из истории
Чуйский неоднократно менял свою конфигурацию на отдельных участках. Например, тропа, которая сейчас существует через Чике-Таман, наглядно это подтверждает. По мере приближения к тропе и над ней можно заметить участки старой дороги, которые почти превратились в тропинки.
Часть старой дороги
Новая дорога, несомненно, намного удобнее, шире и безопаснее.
Некоторые источники указывают на то, что дороги здесь существовали с незапамятных времен. Когда колесная дорога была проложена через хребет Уграм, был открыт еще один участок древней дороги на некогда расчищенном и освоенном перевале Чаик Таманг. Эта же дорога в древности вела к китайскому проходу. Местные жители до сих пор показывают едва заметные следы древней дороги.
И в древние времена люди разбивали камни, чтобы открыть свои собственные пути. Тропа была высечена в скале и шла зигзагами для подъема. Дороги были очень грамотно организованы — с короткими поворотами и пологими подъемами. Позже дорога была завалена камнями и заросла деревьями. Однако местные жители помнят что-то чужое и считают ее китайской дорогой (время строительства относят к X-XII веку).
Дорога через перевал неоднократно реконструировалась и расширялась: в 1903 году был рабочий период; в период с 1924 по 1930 годы большое количество заключенных Сиблальского НКВД было привлечено к очередному расширению дороги между скалами. В то время дорога была очень узкой и все еще покрыта гравием.
Новая автомагистраль была введена в эксплуатацию в 1984 году. Это была самая крупная из всех реконструкций дороги. Сегодня транспортные средства могут свободно пересекать дорогу в любое время года. Но, конечно, стоит помнить, что ледяные и скальные глыбы могут вносить свои коррективы.
Что вы найдете за тропинкой
Многие туристы останавливаются не дальше перевала Чикатаман. Здесь нет базы класса люкс. Все очень просто. Сюда едут, чтобы созерцать природу в ее первозданном виде. После перевала начинается живописная долина Уимонт, протянувшаяся между гор примерно на 35 км. Есть еще одно знаковое место — слияние рек Катунь и Кокса (Стрелка), Марсефилдс, Кучерлинского, Аккемского и Мартинского озер, Мартинское озеро в музее Рорича в селе Устькокса. И уже есть Монголия … …